Смотровая яма в гараже

Стандартные размеры

Не существует стандартных размеров, которым должна соответствовать данная конструкция. Габариты выбираются, исходя из размеров машины, и составляют:

минимальная ширина свободного пространства – не менее восьмисот миллиметров

Важно правильно рассчитать, на какое расстояние и ширину выполнять канаву при закладке ямы. Итоговые габариты по ширине должны быть меньше размера колеи авто на двести миллиметров (если брать расстояние между внутренними плоскостями ходовых колес)

Ширина канавы выполняется на триста миллиметров больше итоговых габаритов, для обеспечения укрепления стенок;
длина определяется размерами помещения, где выполняются работы и должна превышать соответствующие габариты машины не менее, чем на пятьсот миллиметров в каждую сторону. Учитывая изложенные обстоятельства, данный размер колеблется в диапазоне от двух до шести метров. Также необходимо учесть устройство лестницы для спуска в яму. Она выполняется в приставном или ступенчатом исполнении. Приставной вариант позволит сэкономить пространство, но менее безопасен и удобен;
параметр глубины зависит от роста автовладельца. Изначально котлован выкапывается до двух метров, чтобы в готовом виде высота составляла около метра восьмидесяти или немного больше. При выборе глубины необходимо отталкиваться от уровня залегания грунтовых вод.

Оптимальные габариты определяются особенностями помещения, где оборудуется яма, ростом хозяина машины и размерами автомобиля. Также необходимо заранее предусмотреть место расположения лестницы. Оптимальное решение – разместить ее сзади. Но иногда размеры гаража этого не позволяют, поэтому оптимальный выход – расположение входа сбоку. Перед началом строительства необходимо выполнить чертеж, с отображением фактических размеров помещения и ямы.

Легкового

Для легковых автомобилей размеры ямы будут немного меньше, поскольку это определяется габаритами транспорта. Также меньше внимания может уделяться укреплению стенок. Об основных размерных параметрах говорилось выше.

Грузового

Яма для грузового транспорта выполняется большей длины, но если над ней предполагается выполнение работ как для грузовых, так и легковых автомобилей, ширина подгоняется под колею легковушки.

Учитывая большую массу грузовой машины и возрастание нагрузки на пол, это должно быть учтено при укреплении стенок.

Способы гидроизоляции

Смотровая яма в гараже может быть защищена от проникновения влаги двумя способами: при помощи наружной гидроизоляции, которая выполняется исключительно в процессе строительства, и внутренней, которую можно сделать и во время эксплуатации.

Наружная защита

Если в месте строительства гаража грунтовые воды находятся глубоко, ниже чем 2,5 метра и даже весной или после обильных дождей выше не поднимаются, можно обойтись и без гидроизоляции. С другой стороны, гидрологическая ситуация постоянно меняется, и там где раньше было сухо, может появится вода. Если смотровая яма в гараже уже построена, наружную гидроизоляцию не сделаешь. Остается только использовать пропитки глубокого проникновения чтобы уменьшить гигроскопичность стенок. Потому, если есть возможность, наружную изоляцию сделайте в любом случае.

Второй способ наружнойгидроизоляции

Как предотвратить попадание влаги в смотровую яму в гараже? Чаще всего используют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и т.п.).  Их укладывают полотнищами, застилая котлован от одного края до другого, с выпуская по 10-15 см с каждой стороны ямы на пол гаража. Полотнища укладывают внахлест. Они должны перекрываться не менее чем на 15 см. Чтобы получить более герметичный стык, их склеивают двухсторонним скотчем, можно в две полосы — в начале и конце «перехлеста». Пленку хорошо расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам котлована

При дальнейших работах важно не повредить мембрану

Внутренняя гидроизоляция

Внутренняя гидроизоляция — это обычно пропитка стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность — составом для бассейнов. Он создает водонепроницаемую плотную пленку, очень напоминающую резину. Она  и имеет голубой цвет и после застывания хорошо моется. Обрабатывать этим составом лучше стенки два раза, а можно и больше.

Пропитка глубокого проникновения в разы снижает гигроскопичность материала

Еще вариант — грунтовка глубокого проникновения на основе цемента. Содержащихся в ней полимерные частицы блокируют капилляры, по которым влага проникает сквозь толщу материала. Одна такая обработка в разы снижает гигроскопичность материала. В случае с водой в яме гаража необходима, как минимум, двукратная обработка (а лучше еще и больше).

Устройство кессона

Есть еще один вариант спастись от грунтовых — сделать металлический кессон. Варят из листового металла короб соответствующих размеров, обрабатывают антикоррозионными составами, затем устанавливают в котлован. Если сварные швы сделаны герметично, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. При большом количестве вода может выдавить кессон. Говорят, что он «всплывает».

Чтобы избежать такой ситуации, к бокам кессона снаружи приваривают уголки, пруты, которые уходят на 1-1,5 метра в грунт. Чтобы при этом объем земляных работ не был очень уж большим (котлован с учетом этих распорок получается большой), можно схитрить. Перед установкой кессона вбить в грунт уголки или металлические стержни, выпустив их концы наружу. Приварить их к корпусу кессона можно после установки. Котлован все-таки придется делать больше (варить надо снаружи), но его размеры будут все-таки меньше. Второй плюс такого способа — стержни будут забиты в плотный грунт, а значит — будут лучше держать кессон.

Еще один способ исключить»всплытие» кессона — сделать на некоторой высоте в стене дырку. Если вода поднимется до ее уровня, она начнет заливаться внутрь. Воду впоследствии можно откачать, главное, чтобы все осталось на месте. Устроенная по такому принципу смотровая яма в гараже, простояла более 20 лет — пока не проржавел металл.

Приямок для сбора воды

Если яма уже построена, а обмазочная гидроизоляция или пропитка не дали требуемого результата, надо или устраивать дренажную систему вокруг гаража, или собрать воду в одном месте. Для этого в гаражной смотровой яме, в одном из ее концов, делают приямок. В нем скапливается вода, откуда ее выкачивают насосом. Чтобы работала система в автоматическом режиме, ставят датчик наличия воды, который при срабатывании включает насос.

Под приямок делают опалубку, заливают бетоном. Потом делают гидроизоляцию приямка вместе с гидроизоляцией всей ямы. Для надежности можно поставить внутрь еще и металлический кессон.

Так как полностью от сырости в этом случае избавиться не получается, на пол ямы сбивают дощатый настил. Чтобы доски на гнили, их можно пропитать отработкой. Если не нравится ее запах, возьмите специальную пропитку для древесины, имеющей непосредственный контакт с грунтом (Сенеж Ультра, например).

Основная технология постройки

После того, как яма вырыта, надо качественно выровнять стенки и дно лопатами. После этого в первую очередь обустраивается пол. Сначала дно засыпается песком слоем примерно равным 20 см. Песок хорошо утрамбовывают, при необходимости поливая водой.

Поверх утрамбованной песчаной подушки укладывается щебень. Его слой не должен быть меньше 10 сантиметров. Щебень так же хорошо утрамбовывается. Сверху щебня укладываются и вяжутся проволокой хлысты металлической или пластиковой арматуры (6-8 мм) вдоль и поперек ямы, образуя квадраты со стороной примерно 150 мм.

Для армирования можно использовать и строительную решетку. Заключительным этапом дно ямы заливается бетоном. Толщина слоя при этом должна быть не менее 80 мм.

Внешняя гидроизоляция смотровой ямы своими руками

Вопрос относительно гидроизоляции решается на стадии планирования земляных работ, о чем подсказывает влажность грунта. Когда подземные воды залегают глубоко, то необходимость во внешней гидроизоляции отпадает, но, как показывает практика, о ее монтаже следует все-таки позаботиться.

С этой целью выравниваются стенки котлована, а дно котлована трамбуется и создается песчаная подушка высотой 5 см, которая смачивается водой и песок также трамбуется.

При близком расположении грунтовых вод вместо подушки из песка используется хорошо утрамбованная жирная глина. Затем на песчаной подушке размещается два слоя щебня разных фракций по 5 см, которые тоже тщательно трамбуются, и накрываются слоем влажного хорошо уплотненного песка толщиной 5 см.

Наиболее простой и дешевой гидроизоляцией считается битумный вариант, в котором используются рубероид, рубемаст, технониколь, но ее срок службы не превышает 10 лет. Битумная гидроизоляция укладывается в два слоя с использованием горячей смолы.

Более долговечна (свыше 50 лет) гидроизоляция из полимерных мембран и гидроизоляционной пленки (акваизол, бикрост, бутилкаучук), которые используются для гидроизоляции бассейнов, но они монтируются на армированный каркас из геотекстиля.

На этой же стадии с одного из краев котлована для надежности оборудуется приямок для скопляющейся воды и последующей ее откачки дренажным насосом. Дно приямка также выстилается гидроизоляционными материалами, и он заливается бетоном, а для страховки еще оборудуется кессоном из металла.

Полотнищами гидроизоляционного материала застилается дно и стенки котлована внахлест с запасом 10-15 см, стыки между которыми для герметичности склеиваются двухсторонним скотчем или посредством паяльной лампы, но перед этим пленка аккуратно расправляется без ее физического разрушения.

Края гидроизоляции закрепляются подсобными материалами, чтобы предотвратить скатывание их с котлованных стенок.

С целью утепления конструкции смотровой ямы наиболее пригоден ЭППС (экструдированный пенополистирол), которому не страшна сырость, он не поддается гниению, не подвержен размножению бактерий и плесени, а также выдерживает немалые нагрузки.

Заметный эффект получается, когда толщина утеплителя более 50 мм и он укладывается между гидроизоляцией и армирующим каркасом.

Армирование бетонного основания пола осуществляется стальными прутьями диаметром 8-10 мм с ячейками размером до 15 см, места пересечений которых скрепляются вязальной проволокой, но в этом отношении неплохо себя зарекомендовала также кладочная сетка.

Армированный каркас устанавливается на осколки кирпичей выше на 3-5 см дна смотровой ямы, в углах которого и по длинным сторонам будущей диагностической ямы не лишними будут вертикальные штыри, к которым впоследствии удобнее крепить арматурную сетку стен.

Пол заливается слоем бетона не ниже марки М200 и высотой 7-10 см, в который добавляются гидрофобизирующие вещества для улучшения гидроизоляции. В ходе укладки бетонной смеси она уплотняется бетонным вибратором или в простейшем варианте штыкованием посредством металлического прутка для удаления воздушных пазух.

Поверхность пола выравнивается по уровню, и через пару недель, когда бетонная смесь затвердеет, можно начинать создавать стены конструкции.

Как сделать овощную яму в гараже

Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:

  • длина – 2,5-3 м;
  • ширина – 2-2.5 м;
  • глубина – примерно 1,7 м.

Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:

  • защиту от влаги;
  • вентиляцию;
  • засыпной пазух.

Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:

  • нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
  • грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.

Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:

  • на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
  • укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
  • заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
  • заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
  • даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).

Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.

Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.

В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.

Отливка дна и ступеней

Подсыпка для пола ямы включает глиняный замок толщиной 10 см и 20 см слой керамзита, который трамбуется, просыпается песком и проливается водой. По углам вдоль ямы укладываются две дюймовые трубы, сквозь которые пропущены шнуры, концы которых выведены из ямы и временно связаны. Трубы устанавливаются в нулевой плоскости пола, вымащиваются на цементном растворе.

На полу ямы отливается монолитная железобетонная плита. Армирование проводится сеткой 10 мм профильной арматуры с междурядьем в 10–12 см. Защитные слои — не менее 45 мм с каждой стороны. Состав следующий: по одной части цемента и песка, две с половиной части керамзита, воду добавлять до образования полусухой перекатывающейся массы, гранулы наполнителя должны полностью покрыться цементным молоком. Если заказываете миксер — берите марку 400, оптимально. Бетон подается небольшими порциями и выравнивается рейкой по маякам, по завершении работ маяки выдергивают наверх за шнуры.

Заливка пола: 1 — глина; 2 — керамзит с песком; 3 — арматурная сетка; 4 — бетонная стяжка; 5 — дюймовая труба 

Котлован под заходную часть откапывается с довольно крутым (45–60°) наклонным дном, покрытым двумя слоями рубероида с подворотом на боковые стены. Поверх гидроизоляции на пробках монтируются прутья 14 мм профильной арматуры с нижним защитным слоем в 40 мм, боковыми в 70 мм и шагом установки 150 мм. Ступени формируются опалубкой из ОСП или сбитых дощатых щитов высотой до 30 см. Лестница имеет всего 7–8 ступеней по 20–25 см, таким образом, в проекции длина заходной части составляет 150–180 см. Нижняя ступень имеет неполную высоту и часто делается немного шире остальных. Детали опалубки скрепляются общими продольными тетивами и дополнительно упрочняются прямоугольными косынками между собой.

Заливка лестницы ведется в два этапа. На первом заливается ложе: бетон медленно подается с верхней части, пока не достигнет нижней ступени. Пока состав еще «живой», в опалубку ступеней вставляются согнутые буквой Г отрезки штукатурной сетки так, чтобы наружный защитный слой составлял 15–20 мм. Заливка ступеней проводится снизу вверх спустя несколько часов после начала гидратации смеси или на следующий день.

Смотровая яма, что нужно знать перед постройкой

Наличие смотровой ямы в перечне оборудования гаража не только делает владельца более самостоятельным в деле обслуживания автомобиля, но дает уверенность что в случае продажи гаража его стоимость сразу увеличится на солидную сумму, ведь правильно оборудованная смотровая яма это существенный бонус в оборудовании гаража.

Однако, просто вынуть из пола 1-2 кубометра грунта, залить пол бетоном а стены выровнять кирпичом это только теория строительства, причем не совсем верная, а на практике оборудование смотровой ямы это ответственная и сложная операция.

Первым и наиболее важным вопросом в строительстве этого сооружения стоит вопрос глубины залегания водоносного горизонта. Слишком поднятый к поверхности горизонт грунтовых вод грозит не только подтоплением ямы, но и при определенных условиях созданием в нем условий для разведения рыб. Нередки случаи, когда оборудованная яма, становилась постояннодействующим бассейном, в который постоянно поступала вода из водоносного горизонта.

            Второй немаловажный момент – это безопасность. Относительно безопасности, то здесь необходимо помнить о следующих моментах:

  • Правильное размещение смотровой ямы;
  • Оборудование ее всеми необходимыми средствами пассивной безопасности;
  • Размеры для безопасной работы в ней;
  • Наличие вентиляции в яме;
  • Использование в качестве электропитания освещения только безопасного напряжения для человека.

Размещение ямы относительно въездных ворот гаража, стен и остального гаражного пространства требует, чтобы постановка автомобиля осуществлялась без дополнительных маневров. А это значит, что постановка на яму автомобиля должна осуществляться с первого раза, при заезде машины в гараж.

            К средствам пассивной безопасности в данном случае относится обязательное наличие отбойников, препятствующих сползанию автомобиля в яму, лучше всего оборудовать отбойники высотой 10-12 см из трубы или швеллера, такая форма не дает возможности съехать в яму. Кроме этого, в яме обязательно оборудуются крепления для установки в них страховочных поддонов, закрывающих яму на то время, пока ей не пользуются.

            Габариты ямы во многом позволяют обеспечить комфортную работу в ней, при этом, для разных типов ям эти размеры могут несколько отличаться друг от друга:

  • Для ямы половинного размера глубина и ширина выбирается с таким условием, чтобы можно было находиться под автомобилем на специальной тележке, а до мест ремонта свободно дотягиваться рукой, при этом не касаясь днища корпусом тела, даже при повороте набок.
  • Для полноразмерной ямы глубина выбирается с учетом того, что над головой до днища остается пространство минимум в 15 см.
  • Ширина ямы обычно выбирается в пределах 1,0-1,1 метра.

Сохранность автомобиля, предохранение его кузова от гниения во многом зависит от правильно оборудованной вентиляции гаража, в которой вентиляция смотровой ямы играет немаловажную роль. Оборудованная по всем правилам вентиляция ямы позволит избежать проблем с повышенной влажностью в гараже и сохранить вузов автомобиля от коррозии и гниения.

Работая под автомобилем необходимо правильно организовать освещение, здесь возможно, использование как традиционных переносных фонарей на удлинителе, так и стационарно установленных влагозащищенных светильников, оборудованных электропроводкой с напряжением 36 или 12 вольт постоянного тока.

Однако, как показывает практика это далеко не полный список необходимых сведений для постройки правильной смотровой ямы, в каждом отдельном случае этот список может быть дополнен и другими пунктами, например, дополнительной полкой для инструментов или двумя выходами с лестницей для удобства работы.

Технология сооружения смотровой ямы

Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.

Выкапывание котлована

Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.

Разметка котлована внутри гаража Источник parki48.ru

Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.

Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.

Выкапывание котлована (выемка грунта) Источник ok-berta.ru

Вентиляция смотровой ямы

Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.

По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.

Вентиляционная труба внутри смотровой ямы Источник drive2.ru

Обустройство смотровой ямы

Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:

  1. Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.
  2. Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.
  3. Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.

Гидроизоляция

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.

Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.

Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом

Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки Источник martand.ru

Формирование пола и стен

Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека

Поэтому основное внимание сооружению стенок

Как уже было сказано выше, здесь два варианта:

  • использовать кирпичи или блоки;
  • возвести монолитную конструкцию.

В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).

Яма из блоков или кирпича Источник drive2.ru

Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.

Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.

Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.

Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция Источник azowo.ru

Перекрытие гаража

Стоимость шлакоблоков для возведения стен составляет лишь 1/3 затрат. Материальные вложения понадобятся и для обустройства кровли, фундамента, ворот, отделки и пр. Но все же здание из блоков обойдется дешевле, чем из любого другого материала.

Для перекрытия крыши используются двутавровые металлические балки, которые укладывают поперек строения через каждые 80 см. Их длина должна быть на 25 см больше общей ширины гаража. В местах их опирания на стены шлакоблоки необходимо обязательно заменить на более прочные блоки из бетона.

Устройство кровли гаража

По низу балок крепятся толстые прочные доски. Их толщина должна составлять 4-5 см. Их гидроизолируют рубероидом с небольшим 10-сантиметровым заходом на стены.

Для защиты фундамента от дождя и тающего снега по краям крыши следует прикрепить козырьки длиной 4 см. Утеплить крышу можно шлаком, который засыпается поверх рубероида, пенопластом или минватой. Их защищают от влаги с помощью слоя 30-миллиметровой цементной стяжки. В дальнейшем ее обрабатывают битумом, а затем закрывают рубероидом с нахлестом листов 10-15 см. Закрыть им необходимо и козырьки.

Для кровли гаража можно использовать любой материал: от шифера, металлопрофиля до черепицы. Необходимо, чтобы она выступала за пределы стен на 20 см. Тогда во время дождя или таяния снега влага не будет стекать по стенам.

Как сделать смотровую яму в гараже

После того как вы определились с размерами и тем, из какого материала будете делать стенки, какой они будут толщины, можно приступать к разметке котлована. Это можно сделать при помощи колышков,вбитых по периметру. Второй вариант — между кольями, вбитыми по углам, натянуть бечевку/веревку. По разметке начинаем копать котлован. Землю обычно выносят и временно складируют возле ворот.

Из кирпича: пошаговый фотоотчет

Начали копать котлован

Попутно с земляными работами отслеживайте влажность грунта. Если вы достигла проектной глубины (необходимая + толщина стяжки пола), а влаги так и нет, можно обойтись и без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать сразу стелить пленку.

Ровняем стенки. Идеальной геометрии добиваться не надо, но заметных горбов и ям быть не должно. Дно котлована тоже выравниваем, трамбуем, хорошо уплотняя грунт. Используют обычно ручную трамбовку. На дно насыпают слой щебня (два раза по 5 см), каждый слой тоже тщательно трамбуют. Далее идет слой песка. Его достаточно 5 см. Песок смачивают, трамбуют до высокой плотности — чтобы нога не отпечатывалась. Далее настилаем гидроизоляционную пленку.

Выстилаем дно и стенки гидроизоляционной пленкой

Ее хорошо разравниваем, заправляя в углы. Полотнища укладываем с перехлестом в 15 см, которые проклеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не скатывались, прижимаем подручными материалами — досками, камнями.

На дно укладываем слой утеплителя, на него — армирующую сетку из проволоки. Все это заливаем бетоном марки М 200. Толщина слоя — не менее 5 см. Чтобы при укладке проще было ориентироваться, на пленке делаем отметки, по которым можно контролировать толщину слоя.

Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут следующие — цемента 1 часть, песка — 3, щебня средней и мелкой фракции — 5 частей.

Строится смотровая яма в гараже: пол залит бетоном

Ждем несколько дней, пока бетон не наберет 50% прочности. Точный срок зависит от температуры. Если она в районе +20°C, ждать придется дней 5-6. Если +17°C это уже две недели.

Приступаем к выкладке стенок. Решено делать в полкирпича. Использовали кирпич б/у, пошло порядка 850 штук (размер ямы 4,2*0,8*1,7 м). До уровня локтя выкладывали стенки по кругу.

Возводим стенки в плокирпича

На уровне 1,2 метра от пола решено сделать нишу для инструмента. Высота ее в 3 ряда кирпича, верх перекрыт обработанной доской.

Как сделана нища в яме

Чтобы не пришлось выкладывать нишу из кирпича, вставлен вкладыш из металла. Сварен короб, подходящий по размерам.

Короб из металла

Далее стенки выгонялись почти в уровень с полом гаража. Часть стен была заменена двумя отрезками швеллеров. В низ при необходимости упираются домкраты. На верхний ряд укладывается металлический уголок с полкой 50 мм, толщина стали 5 мм.

Швеллера с двух сторон смотровой ямы в гараже

Уголок разворачивается так, чтобы одна его полка была свешены вниз, вторая закрывала часть верхней поверхности кирпича. Чтобы при нагрузке стенка не обрушилась, к этому уголку приваривают закладные, которые затем связываются с армирующим поясом бетонного пола в гараже.

Уголок уложен приварены закладные

Далее проведены подготовительные работы по устройству бетонного пола и он залит бетоном.

Заливка пола в гараже — уровень бетона по верхней кромке уголка

Забетонирована вторая сторона

Особенности изготовления стенок из бетона

При отливке бетонных стенок необходимо изготовить опалубку. Проще ее делать из листового материала — строительной влагостойкой фанеры толщиной от 16 мм, ОСП. Сбивают щиты необходимого размера, укрепляют брусками по наружной стороне. Они необходимы, чтобы под давлением бетона фанера или ОСП не выгибались. Сначала ставят наружные части опалубки. Если стенки котлована ровные, проблем не возникнет. Их просто прислоняете, ставите ровно.

Затем выставляется внутренние щиты опалубки. Между ними должно быть расстояние не меньше 15 см. Чтобы в процессе заливки стенки не деформировались, между ними ставят распорки.

Пример опалубки для бетонной смотровой ямы в гараже

Заливку желательно проводить за один раз. Залитые порции надо обязательно штыковать или обрабатывать погружным вибратором для бетона. Снимают опалубку через два-три дня. После можно установить уголок с приваренными закладными прутами (полосами) и приступать к заливке пола.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий