В Правительстве РФ обсуждают новый способ оплаты за ТКО

Мусорная реформа и новые тарифы

Так называемая «мусорная реформа» основана на внесении изменений в статью 29 Закона № 89-ФЗ, на основании Федерального Закона от 25.12.2018 г. под № 483-ФЗ. Он вступил в силу с 1.01.19 года. Регионы и города Федерального значения переходят на новые условия постепенно, согласно условиям, указанным в документе.

Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

Для городов Федерального значения предусмотрена отсрочка от перехода на новые условия организации работы с ТКО, до 1 января 2022 года.

Основные изменения затронули следующие сферы:

  1. Вывоз мусора будет осуществляться региональными операторами – представителями крупных поставщиков услуг.
  2. Изменятся тарифы на вывоз мусора.

Существенное изменение коснулось сферы регулирования процедуры по организации работы с ТКО. Теперь ответственность за все действия в данной сфере будут переданы муниципальным образованиям. То есть, ими будет заниматься исполком населённого пункта. Соответственно, это потребует расширения его полномочий, приёма и подготовки сотрудников, которые будут заниматься данным вопросом.

Тарифы на услуги теперь будут зависеть от местной администрации, которая будет принимать решение об услугах той или иной компании и рассматривать предлагаемые ею ценовые варианты. В то же время поставщик услуг будет назначать их в зависимости от возможностей региона на утилизацию мусора. Расчёт оплаты за услуги будет производиться исключительно в соответствии с определёнными методиками и правилами. Оплата будет взиматься в рамках платы за коммунальные услуги, как обычно.

Деятельность региональных операторов

Согласно положениям ФЗ № 493, региональные операторы будут выбираться согласно конкурсу, который обязаны проводить региональные власти. Конкурс будет проводиться на основании локального акта о его открытии. Решение должно приниматься специально созданной административной комиссией.

В функции регионального оператора будет включаться вся деятельность по вывозу бытового мусора с территории населённых пунктов по всему региону. А также — его последующая переработка, утилизация и захоронение.

В том случае, если проведение конкурса окажется невозможным, муниципалитет вправе пользоваться услугами определённого оператора без проведения конкурса. Но период его деятельности не должен превышать один календарный год. При возникновении вопросов, выходящих за рамки установленных Правил, муниципалитеты буду обязаны согласовывать все действия с Федеральными властями.

Ключевые понятия Закона

Главное определение, которое используется в документе, это твёрдый бытовой мусор. Оно частично сохраняет за собой характеристики, которые были ему присвоены Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятым в 1998 году. В силу современных требований, 22.05.17 г. вышел в свет Классификатор отходов. Он издан и утверждён Приказом № 242 Росприроднадзора.

На его основании к ТКО относятся вышедшие из потребления и утилизированные населением, непригодные к использованию, изделия, изготовленные из следующих материалов:

  • стекла;
  • пластика;
  • дерева или двп;
  • бумаги (картона);
  • всех видов металла;
  • иных материалов, имеющих твёрдую основу.

К этому виду отходов относится также листва деревьев и кустарников, иные части растений, наполняющих мусорные баки. Не исключение – пищевые отходы, имеющие твёрдую основу и являющиеся остатками:

  • фруктов и овощей;
  • хлебопродуктов;
  • мяса и костей, колбас и иных мясных блюд.

Кроме этого, документ № 1156 даёт определения, которые имеют непосредственное отношение к организации данной деятельности. Они касаются следующих элементов деятельности и их характеристик:

  1. Бункер и контейнер – специальные мусоросборники, использующиеся для хранения ТКО в пределах населённого пункта.
  2. Контейнерная площадка – место установки контейнеров.
  3. Вывоз ТКО – транспортировка мусора за пределы населённого пункта.
  4. Крупногабаритные отходы – разновидность бытового мусора, отличающегося размерами, которые не позволяют их помещение в контейнеры.
  5. Мусоровоз – транспортное средство специальной категории, на котором допускается перевозка ТКО.
  6. Потребитель – собственник отходов, которые подлежат вывозу и утилизации.

Также в документе даются подробные указания по составлению и заключению договоров с населением.

Как можно будет сэкономить?

Как и в случае с любой другой коммунальной услугой, кроме отопления, если расчет за нее ведется по нормативам, то за период временного отсутствия потребителя (более 5 дней) можно будет потребовать перерасчет и снизить размер платы (п. 148.44 Правил оказания коммунальных услуг).

Также, если коммунальную услугу по обращению с ТКО вам оказывают ненадлежащего качества, например, не каждый день вывозят мусор, вы также вправе в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг составить акт, о том что услуга оказана некачественно, и затем уже на основании этого акта снизить размер платы за обращение с ТКО (п. 148.45 Правил оказания коммунальных услуг).

Также на коммунальную услугу по обращению с ТКО распространяется право на получение субсидии для малоимущих горожан. Она полагается всем, чья ежемесячная плата за услуги ЖКХ превышает 22 процента от общего дохода семьи. Получить такую субсидию можно в органах социальной защиты населения.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Сколько платить

Между тем, в некоторых регионах и ранее плата за мусор начислялась не совместно с платой за содержание жилья, а отдельно. Поэтому для жителей таких субъектов введение новшества не будет столь заметным, как там, где люди оплачивали услуги исходя из количества квадратных метров жилья.

Предельный тариф на взимание платы за вывоз мусора устанавливается департаментом по ценам каждого субъекта в отдельности.

К примеру, в Оренбургской области установлены следующие нормативы платы за вывоз мусора:

  • многоквартирные дома – 101,55 рублей в городе и 79,27 рублей в селе с человека;
  • собственники частных домов – 118,08 рублей в городе и 89,83 рубля в селе с человека.

Ранее в данной области действовал закон о вывозе и утилизации мусора, согласно которому граждане оплачивали такие услуги исходя из площади жилья.

Переход на взимание платы «с человека» произошел не везде, ведь в соответствии с положениями закона каждый субъект самостоятельно рассчитывает тарифы.

К примеру, в Подмосковье власти с успехом выполнили требования законодателя о заключении соглашений с региональными операторами. Так, в МО действуют 7 операторов, каждому из которых подконтрольна четко ограниченная территория. В то же время, здесь действуют тарифы оплаты за вывоз ТКО исходя из сложного расчета метража квартиры или дома в сочетании с установленными коэффициентами платы оператору. Например, в Одинцовском районе начисляют 9,02 рубля с квадратного метра. Кстати, в Московской области с января 2019 строго исполняется закон о сортировке мусора — синие (для пластика и т.д.) и серые (для пищевых отходов) контейнеры уже присутствуют на каждой площадке.

Проанализировав тарифные сетки взимания платы за вывоз ТКО в различных областях России, можно успокоить граждан и заверить в ложности сообщений о нереальном взлете цен (в сотни раз, как пишут в некоторых СМИ). Подробно о схеме расчета и предельных тарифах каждый из вас может узнать на сайтах администрации района или города.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный. Но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий