Вязка арматуры под ленточный фундамент: делаем прочный каркас

Основное: как правильно вязать стальную арматуру для ленточного фундамента домостроения?

Наиболее распространен ручной способ вязки с применением подручных мехсредств. В их роли выступают плоскогубцы или вязальный крючок. Кроме инструмента нужны фиксаторы и расходный материал в виде стальной проволоки или пластиковых хомутов. Проволока выпускается двух видов:

  1. Оцинкованная.
  2. Из черного металла.

Строители, знающие, как и чем правильно армировать стандартный ленточный фундамент, подсказывают: когда арматура будет погружена в бетон полностью, то выбирают обычную проволоку, а если планируется основание с выводом связывающих элементов – используют прокат с цинковой оболочкой. Металлический прокат связывают металлической проволокой, а композитный – пластиковыми хомутами. Не стоит менять стальной прокат на гибкий ПХВ – особой выгоды не будет, а вот, в прочности конструкции можно проиграть.

Есть еще один способ – вязка с применением специальных электроинструментов. Сюда относят насадку-крючок для дрели и вязальный пистолет. Последний представляет собой профессиональный механизм, и приобретать его для единовременного использования нерентабельно. Сборка каркаса при помощи электросварки мало того, что требует наличия оборудования и навыков, но к тому же лишает конструкцию гибкости и подвижности.

Первый способ

  • Согнуть проволоку пополам.
  • Считая от петли, выгнуть проволоку вокруг пальца на одну треть.
  • Наложить готовую деталь на узел соединения и захватить петлю крючком.
  • Провернуть инструмент вокруг оси и захватить им другой конец проволоки, потянув при этом проволоку на себя.
  • Сделать 4-5 оборотов.
  • Вытянуть цангу и загнуть или обрезать концы.

Мастера, которые вяжут арматуру для монолитного ленточного фундамента много лет, уверяют, что количество оборотов определяется опытным путем. Обвязка не должна быть слишком натянута, и вместе с тем, слабое крепление также не приветствуется.

Второй способ

  • Проволочную заготовку сложить пополам.
  • Прижать проволоку к арматурному стержню и завернуть ее концы на себя.
  • Вставить в петлю крючок и провернуть его 4-5 раз.
  • Концы проволочной заготовки загнуть или обрезать.

Каркасная конструкция после этого получается довольно надежной, а монолитная основа – прочной и долговечной.

Третий способ

  • Сложить отрезок проволоки пополам.
  • Завести заготовку снизу скрепляемого узла.
  • Крючком захватить петлю.
  • Загнуть через цангу оставшиеся концы.
  • Образовавшуюся петлю провернуть 4-5 раз.

Метод дает возможность жесткой фиксации перекрестных узлов. Остается только выполнить расчет количества цемента для заливки основания.

Четвертый метод

  • Свернуть проволочную заготовку вдвое.
  • Установить крючок в петлю и захватить им же второй конец заготовки.
  • Завернуть проволоку вниз, одновременно перекидывая ее через цангу.
  • Натянуть крючок на себя и провернуть 4-5 раз.

Способ доступен для новичков, а также используется при работе с полуавтоматической винтовой цангой или с шуруповертом с насадкой.

Собранный каркас должен быть дистанцирован от опалубки на расстояние не менее 50 мм. Для этого используют полые пробки, пластиковые стержни или любой доступный гидрофобный материал. В некоторых случаях имеет смысл организовать подготовку бетоном М100 и укладывать на него армирование. После застывания устанавливается готовый каркас с последующей окончательной заливкой основания.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.


Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.


Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Чем и как вязать

Разберемся, как вяжется арматурная сетка. Сварочный аппарат для этих целей использовать не рекомендуется, и все соединения выполняются вязальной проволокой.

Лучше всего такую работу выполнять при помощи вязального крючка. В него продевается проволока, сложенная вдвое, крючок продевается в петлю и плотно закручивается, пока не исчезнет свободный ход. Основными достоинствами такого способа являются легкость исполнения и приемлемая стоимость, но производительность при этом оставляет желать лучшего. Начинающий специалист за одну минуту выполнит до шести соединений, мастер – от пятнадцати до двадцати.

Вам остается только уложить арматуру в ленточный или в другой фундамент и выполнить вязку. Некоторые специалисты предпочитают пользоваться вязальными пистолетами. Его прижимают к точке пересечения и нажимают спуск – проволока быстро протягивается, создавая прочный узел. Применение такого устройства позволяет увеличить продуктивность почти в два раза. Есть и отрицательные моменты – стоимость пистолета высокая, да и проволоку придется использовать особенную, чтобы не сломать инструмент.

Для вязки можно использовать черную или оцинкованную проволоку. Если материал жесткий, и вы не знаете, как его согнуть, прокалите его на огне. Кроме того, зная, как гнуть вязальную проволоку, ее можно добывать своими руками из старых автопокрышек.

Еще одно удобное решение для вязки арматуры в опалубке – зажимы из пластикового материала. Особенно хорошо такими «лягушками» (для арматуры) выполнять соединения прутьев в углах основания.

Делаем крюк для вязки арматуры своими руками

Собственно, сам процесс вязки прост. Соединение несколько раз обматывается проволокой, которая затем скручивается, стягивая элементы. Конечно, можно это делать и пассатижами, но если объем хоть сколько-нибудь серьезен, то много проще вязать арматуру крючком, закрепленном в патроне шуруповерта. А сделать крючок для вязки самому довольно просто.

Самодельные крюки для вязки арматуры

Для этого потребуется стальной прут диаметром примерно 6 – в мм и длиной около 8 см. Его стоит немного сточить на конус напильником или на наждаке. Потом слегка зачистить – чтобы убрать заусенцы. А после на одном конце (где сужение) загнуть крючок. Толстый край зажимается патроном, а крючком цепляется петля из проволоки, сделанная вокруг соединения. Достаточно после ненадолго включить шуруповерт, и проволока закрутится, стягивая соединение. Ну а небольшая сбежалость на крючке нужна только для того, чтобы его можно было без особых усилий снять с петли.

Монтирование арматуры под фундамент, возможно, и окажется непростой и хлопотной задачей, но самостоятельное ее выполнение поможет сэкономить приличные средства, которые можно пустить потом на другие, более насущные нужды.

Особенности ленточного фундамента

Ленточный фундамент является более распространенным, нежели монолитный. Его можно использовать при строительстве из разных материалов, есть возможность сделать собственными руками. Также при его строительстве банально экономятся деньги. Но у него также есть недостаток. Производство ленточного фундамента подходит только для сухих, каменистых почв. При влажном, неустойчивом грунте устройство на большую глубину будет не рентабельным.

Ленточный фундамент – это железобетонная плита любых выбранных габаритов. Размеры зависят от давления будущего дома, оказываемого него. При строительстве важна подготовка основания. Помимо этого схема вязки арматуры также должна быть строго соблюдена.

Во избежание просадки основания и преждевременного разрушения, а возможно самого дома, производится дополнительное уплотнение для необходимой прочности основания. Если необходимо, ленточный фундамент дополняют внутренними несущими перемычками.

Глубина, на которой устанавливается ленточный фундамент, зависит от некоторых факторов. Если верхние грунтовые слои будут неустойчивыми, то подошву основания устанавливают ниже уровня промерзания. Также ее можно совместить вместе со сваями. Если уплотнение основания достаточное, то погружать ленточный фундамент ниже нет особой необходимости.

Порядок создания опалубки

Создание опалубки традиционно предшествует выполнению армирования.

Создавать опалубку при строительстве небольших строений можно из ОСБ-плиты, фанеры, дерева, ДПВ. Когда высота предполагается более 150 сантиметров, опалубку лучше создавать из металла. Далее, потребуется оценить, как правильно сделать основание. Основание можно создавать в выкопанной траншее

Нижним слоем основания становится песок до 150 мм высотой, который потребуется тщательно утрамбовать и залить слоем бетона порядка 4-5 сантиметров

При создании основания важно учитывать места прохождения коммуникаций. Низ опалубки будут удерживать установленные по периметру колышки, отклонения от ширины лучше всего проверять заранее подготовленными рейками

Опалубка может скрепляться забиваемыми изнутри гвоздями, которые удаляются после завершения создания фундамента.

Далее, стоит переходить к армированию.

Как вязать углы фундамента: где найти детальное описание процесса

Как мы уже писали выше, на угловые зоны основания приходится основное давление на протяжении всего срока эксплуатации здания. Поэтому ресурс устойчивости частного дома напрямую зависит от того, насколько эффективно выполнены работы по армированию. Всю подробную информацию по порядку монтажа, потенциальным нагрузкам и схемам расстановки частей можно найти в технических регламентах и строительных нормативах. Также следует учитывать характеристики используемых материалов, которые также находятся в свободном доступе.

Базовые условия и стандарты

Важно определить еще на раннем этапе — какой тип почвы на участке строительства. Чем менее устойчивый и менее плотный грунт, тем серьезнее усиление

Для продольных элементов выбирают прутья с самым большим сечением (до 2 см.).

Поверхность металлопроката не гладкая, а рельефная, чтобы хорошо держалась после заливки раствором.

Периодичность и концентрация армирующих деталей в углах должна быть выше, чем на других участках.

Параметры для расчета

  • Периодичность расстановки вертикальных прутьев в пределах от 0,5 до 0,8 м.

  • Расстояние между гранью бетонной ленты и силовым каркасом выдерживается в районе 50 мм.

  • Заглубление стержней не ниже плоскости поверхности грунта больше чем на 50 мм.

  • Сечение основного металлопроката 1-2 см., конструктивного — до 1 см.

Чтобы исключить возможность допустить ошибку, на начальном этапе важно сделать детальную схему и подробно отобразить расстановку всех элементов конструкции

Порядок установки стержней

  1. Через каждые полметра в землю заглубляются основные прутья.

  2. Вверху и внизу к ним с помощью сварки добавляют несущие детали.

  3. Далее, привариваются дополнительные прутья с расстоянием до 0,1 м.

Несколько секретов качественных соединений 

  • Крестовые стыковки не используются на местах, где пересекаются стены.

  • Крепление только на сварку недопустимо как в углах, так в других местах по периметру ленты фундамента. Вязка обязательна.

  • При использовании сварных швов, детали обрабатывают немного под наклоном, предварительно делая изгиб.

  • Любая из продольных частей фиксируется изогнутым металлическим крюком.

  • В итоге должен получиться цельный монолит, где все детали связаны между собой.

Еще пара рекомендаций для правильного строительства своего дома

Главное, применять на всех этапах только проверенные и качественные стройматериалы, параметры которых соответствуют требованиям, предъявляемым к конкретному сооружению

Помимо стен, для которых оптимальным выбором будет газобетон Ytong, важно обеспечить прочную основу для дома — фундамент. Для реализации проекта своими руками первым делом советуем усвоить основные правила выполнения стыков при армировке. На каждом шаге по пути к завершению строительства тщательно и заблаговременно планируйте свои действия

Только семь раз отмерив готовьте каркас и оперативно (обязательно в один заход) заливайте его смесью

На каждом шаге по пути к завершению строительства тщательно и заблаговременно планируйте свои действия. Только семь раз отмерив готовьте каркас и оперативно (обязательно в один заход) заливайте его смесью.

Виды арматуры

Сегодня в строительстве для заливки ленточного фундамента используют обычную стальную арматуру и новую – композитную. Оба вида применяются для сооружения конструкций каркасов, но вопрос, какая лучше, сегодня один из актуальных. Итак, давайте разберемся, какую арматуру надо выбирать для заливки ленточного фундамента.

Металлическая

В этой категории материала три вида: холоднодеформированная, термомеханическая и горячекатаная.

Не будет влезать в дебри технологий производства каждого вида, просто обозначим, что для создания высокой прочности фундамента применяется горячекатаный вид класса АIII.

Это арматура с рифленой поверхностью, которую укладывают в продольном направлении. Именно она несет на себе все основные нагрузки (на растяжение и на изгиб), которые действуют на фундамент дома.

 Есть в конструкции армирующего каркаса и еще два элемента: вертикально установленные стержни и поперечные. Первые вместе с продольными составляют основу каркасных решеток, вторые отвечают за соединение нескольких армирующих сеток между собой.

Поэтому для этих двух групп можно использовать арматуру и классом ниже, и диаметром меньше. К примеру, для вертикальных элементов используются прутки класса АII (тоже с рифленой поверхностью), для поперечин класса АI (гладкие).

Что касается диаметра, то в частном домостроении используется арматура диаметром в пределах 8 — 18 мм. Такой же размер характерен и для вертикальных стержней, а вот поперечины могут изготавливаться из арматуры 6 — 8 мм или проволоки (катанки) диаметром 6 мм. Наиболее популярный вид для поперечин – катанка. Добавим, что выбираемый диаметр поперечных элементов зависит от высоты собираемого каркаса.

  • Если этот показатель не превышает 80 см, то каркас обвязывается катанкой 6 мм.
  • Если выше данного значения, тогда 8 мм.

Обвязка арматуры стального типа производится специальной проволокой. Она мягкая и при частых циклах сгибания не рвется.

Стеклопластиковая

 Пластиковую арматуру нередко называют композитной, потому что состоит она из нескольких разных материалов.

Основа у них, конечно, пластик, а вот наполнители могут быть разными: базальт, стекло и углерод.

Самыми популярными среди них – это стеклопластиковая арматура. У нее отличные технические и эксплуатационные характеристики, но цена намного ниже, чем у остальных видов.

Вот преимущества стеклопластиковых стержней перед стальными.

  1. Они не коррозируют, хотя внутри фундамента эти процессы происходят медленно.
  2. У них низкая тепловая проводимость.
  3. Они не бояться перепадов температур и влажности.
  4. Прочность на растяжение – 1000 МПа. У стальной арматуры этот показатель равен 390 МПа.
  5. Стеклопластиковая арматура в 3,5 раза легче металлической.
  6. Она не проводит электрический ток.

Что касается недостатков, опять же в плане сравнения, то упругость у стеклопластиковой арматуры намного ниже. При нагревании они быстро размягчаются и теряют свои качества. К тому же арматуру этого вида можно отнести к слабо горючим материалам. Сегодня производят специальные пластиковые прутки, которые по показателям горючести лучше. Но это все равно не входит ни в какое сравнение с металлическими аналогами.

В строительных канонах еще нет определенных стандартных подходов, на которые можно было бы опираться, отвечая на вопрос, для каких фундаментов можно использовать стеклопластиковую арматуру. Просто из личного опыта строители рекомендуют, что эту разновидность лучше использовать для сборки каркаса под ленточный фундамент, если последний закладывается под небольшие легкие постройки.

Как соединять арматуру

Можно ли арматуру сваривать? Лучше не пользуйтесь сваркой – она ослабляет материал. Сваривать можно только арматуру с маркировкой «С». Но не имея опыта в сваривании каркаса, вы можете сталь подрезать, перекалить – все это скажется отрицательно на прочности арматурной решетки.

Для связывания используется специальный крюк, который продевается в петлю проволоки и закручивается так, чтобы проволока стянула связываемые части, плотно прижав их друг к другу. Закручивать проволоку следует с усилием, чтобы она с силой охватила оба связываемых прута. Но чрезмерные усилия прилагать не нужно – порвете проволоку. Обычно хватает несколько попыток, чтобы понять с каким усилием должна проводится вязка арматуры.

Крюк для вязки можно купить, либо его нетрудно сделать самостоятельно из гвоздя длинной 150-200 мм или куска арматуры диаметром 6 мм. Для этого гвоздь зажимается в тисках и изгибается с помощью молотка. Затем понадобится заточить один конец самодельного крюка на конус с помощью наждака, второй конец нужно будет изогнуть петлей и обмотать изоляционной лентой, превратив в удобную ручку.

В строительных магазинах предлагается специальный механический инструмент для закручивая вязальной проволоки, но для одного раза покупать его смысла нет, хотя можно взять его в аренду на 1-2 дня, если такая услуга предусмотрена.

Как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента

Каркас основания напоминает обычный квадрат или прямоугольник.

Принцип армировки следующий:

  • на дно траншеи выкладывают кирпичные ряды, высота которых составляет не менее 5 см. Это делается для того, чтобы образовался зазор между каркасом и нижней частью основания;
  • по образцу нарезают стержни необходимой длины для вертикально армирования;
  • на ряды кирпичей продольно выкладывают металлические стержни. Лучше, если они будут максимальной длины;
  • рабочие пруты при помощи проволоки соединяют перемычками на расстоянии 30 см друг от друга. Они должны быть длиной на 10 см меньше толщины основания (отступая по 5 см с каждых сторон);
  • в каждую ячейку по углам устанавливают вертикально пруты. Их длина должна быть меньше высоты основания на 10 см;
  • вертикальные пруты соединяют с продольными стержнями, и фиксируют с помощью перемычек.

Особенное внимание стоит уделить армированию углов, т.к. на эти места приходятся больше всего нагрузок

В армирования углов необходимо соблюдать следующие правила:

  • стержни на углах гнутся так, чтобы их концы заглублялись в стену основания с минимально с перепуском в 40 см (для прутов, диаметр которых составляет 10 мм);
  • места, где они перекрывают друг друга, необходимо укрепить с помощью вертикальных и поперечных стержней;
  • если длина прутка недостаточна, чтобы ее загнуть на стену, то необходимо укреплять такие места Г-образными прутами;
  • хомуты на углах соединяются с шагом в 2 раза меньше.

При соблюдении этих требований, углы дольше сохранятся в первоначальном виде.

Пример расчета армирования фундамента

Попробуем рассчитать, сколько потребуется материалов для обустройства армирования конкретного ленточного фундамента с чертежами. Допустим, мы строим из строительных блоков (шириной 0,4 м)   небольшой загородный дом с габаритными (внешними) размерами 5×8 м. Характер почвы на нашем участке позволяет сделать высоту полосы 0,9 м, ее ширину 0,4 м, что соответствует ширине строительного материала стен. В арматурном каркасе для ленточного фундамента будем использовать продольные рабочие прутья диаметром 12 мм и □-образные поперечные хомуты, изготовленные из прутков диаметром 8 мм.

Армирование мелкозаглубленного ленточного фундамента:

На фото видно, что расстояние между рабочими продольными прутьями (0,4 м) и шаг □-образных поперечных хомутов (0,5 м) выбраны в соответствии с требованиями нормативных документов.

Проверяем относительное содержание продольных рабочих прутков в нашей железобетонной конструкции. Для этого воспользуемся следующими терминами и обозначениями:

  • h – высота фундамента (900 мм);
  • w – ширина фундамента (400 мм);
  • Sₒ – площадь поперечного сечения фундамента;
  • Sₐ – суммарная площадь поперечных сечений продольных прутьев (6 штук);
  • r – радиус продольного прутка (6 мм), который равен d/2, где d – диаметр прутка (в нашем случае d=12 мм);
  • D – относительное содержание рабочих прутков в «теле» фундамента.

Sₒ = h∙w = 900∙400 = 360000 мм²

Sₐ = 6∙π∙r² = 6∙3,14∙6² = 678,24 мм²

D = (Sₐ∙100)/ Sₒ = (678,24∙100)/360000 = 0,1884 ≈ 0,19 % (что в 1,9 раза превышает минимально допустимое значение, то есть схема армирования ленточного фундамента выбрана нами правильно).

Расчет количества продольных прутьев

Для того чтобы определить сколько стандартных продольных прутьев (6 м) нам необходимо, воспользуемся следующими величинами:

  • L – длина фундамента (8000 мм);
  • W – ширина фундамента (5000 мм);
  • P – периметр;
  • N – количество продольных элементов (в нашем случае 6 штук);
  • X – общая протяженность продольных прутьев.

P = (L+ W)∙2 = (8000 + 5000)∙2 = 26000 мм = 26 м

X = P∙N = 26∙6 = 156 м

К полученной величине необходимо добавить 20 % (материал для изготовления Г-образных или П-образных элементов для правильного армирования углов и обеспечения достаточного нахлеста при стыковке элементов).

Xдоп = X∙0,2 = 156∙0,2 = 31,2 м

Окончательная общая длина продольного арматурного прутка:

Xок = X + Xдоп = 156 + 31,2 = 187,2 м

Стандартная длина арматурного прутка составляет 6 м. Осталось посчитать, сколько таких прутков необходимо: Xок/6 = 187,2/6 = 31,2 ≈ 32 штуки.

Изготовление поперечных элементов и расчет количества материала

Укладка арматуры в ленточный фундамент невозможна без установки поперечных (вертикальных) элементов. Обычно, для этих целей используют □-образные хомуты. Варианты хомутов:

Как видно из представленного фото все три варианта отличаются технологией изготовления, но расход прутка во всех случаях приблизительно одинаковый. Длина прутка (Ø=8 мм), необходимого для изготовления одного хомута: (800+300)∙2+250 = 2450 мм.

Вариант № 1

  1. Отмеряем приблизительно 120 мм и с помощью приспособления для гибки выгибаем эту часть будущего хомута в виде крючка.
  2. На расстоянии 800 мм от крюка загибаем пруток под углом 90˚.
  3. Отмеряем 300 мм и делаем еще один загиб на 90˚.
  4. От этого угла откладываем 800 мм и гнем прут на 90˚.
  5. От полученного угла отмеряем 300 мм и загибаем второй крючок.

Вариант № 2

  1. Отмеряем от конца заготовки 250 мм и с помощью приспособления выгибаем эту часть на 90˚.
  2. Откладываем от полученного 800 мм и загибаем пруток под углом 90˚.
  3. Отмеряем 300 мм и делаем еще один загиб на 90˚.
  4. От этого угла откладываем 800 мм и гнем прут на 90˚.

Внимание! Место нахлеста прутков скрепляем точечной сваркой или 2÷3 скрутками из проволоки. Вариант № 3. Вариант № 3

Вариант № 3

  1. Отрезаем от прутка две заготовки длиной по 860 мм каждая и две по 360 мм.
  2. Складываем из них прямоугольник (выступ с каждой стороны составляет 30 мм).
  3. Скрепляем углы хомута сваркой или проволочной скруткой.

Теперь рассчитаем, сколько хомутов необходимо для армирования нашего фундамента:

Q = P/T (P – периметр ленты фундамента, T – шаг расположения поперечных хомутов)

Q = 26/0,5 = 52 штуки

Плюс нам потребуются дополнительные хомуты для усиления каркаса в углах (по 2 штуки с каждой стороны всех четырех углов, то есть дополнительно 16 хомутов). На ленточный фундамент необходимо изготовить 68 □-образных поперечных хомутов.

Длина заготовки для одного элемента составляет 2450 мм, то есть из одного стандартного прутка мы сможем изготовить только 2 хомута. Требуемое число прутков (Ø=8 мм) – 34 штуки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий