Электролит
Существует еще один способ того, как проверить заряд аккумулятора автомобиля своими руками. Особенно он актуален в преддверии зимы. Как известно, с падением температуры, плотность электролита уменьшается. Соответственно падает заряд и производительность батареи. Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Для этого нам понадобится ареометр. Ниже представлена подробная инструкция:
- Итак, открываем капот и при помощи минусовой отвертки откручиваем поочередно «банки» АКБ. Их всего 6.
- Погружаем наш ареометр внутрь и ждем, пока он не заполнится электролитом.
- Далее достаем наружу устройство и смотрим на показания.
- По истечению небольшого времени, поплавок всплывет до нужного уровня. На шкале будет несколько делений. Нормальным считается показатель в 1,23-1,27 грамма на кубический сантиметр. Если плотность электролита составляет 1,2 грамма, значит, аккумулятор разрядился примерно на четверть. О глубоком разряде свидетельствует показатель в 1,1 и ниже грамма на кубический сантиметр.
Также стоит проверить сам уровень электролита в каждой из «банок». Если он недостаточный, его следует возобновить. Сделать это можно дистиллированной водой (ею же разбавляют и охлаждающую жидкость).
Не игнорируйте недостаточный уровень электролита в аккумуляторе. Это может стать причиной частой потери заряда и осыпания свинцовых пластин. В результате, АКБ придет в негодность, а при любых попытках подзарядки жидкость будет кипеть.
Сколько заряда осталось в батарейке?
Есть
грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее
напряжения.
Для
элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического
остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге
вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.
Для
кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33.
Пример расчета:
Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.
Как-то
так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него
не стоит.
Как легко проверить батарейку мультиметром (тестером)
1. Включаем мультиметр, выставив его на значение «Постоянный ток – Амперы». Рекомендуемые порты и значения:
- порт для щупа №1 – COM;
- порт для щупа №2 – 10ADC;
- ручка в положении DAC (или DCA) – максимальное проверочное значение ампер – 10 А (не должно быть ниже 6 Ампер).
Положение «Вольты» для определения тока не используется!
2. Подсоединяем щупы мультиметра к контактам батарейки согласно соотношения:
- плюс к плюсу;
- минус к минусу.
Не бойтесь перепутать полярность
В этом случае значение лишь будет с отрицательным знаком «минус» в начале, но для определения числового показателя это не важно
Важно: при выполнении замеров старайтесь не передерживать цепь в замкнутом состоянии, т.к. это может испортить даже новые элементы питания.. Замер должен производиться 0,5 — 1 секунду
Максимум 2 секунды, только чтобы вы смогли увидеть полученные значения ампеража
Замер должен производиться 0,5 — 1 секунду. Максимум 2 секунды, только чтобы вы смогли увидеть полученные значения ампеража.
3. По результатам, высветившимся на экране прибора, определяем нынешний ампераж батарейки, который может колебаться от 0 до 6 ампер (новые батарейки АА Duracell либо Energizer могут показать максимум).
Слишком долго удерживать цепь в замкнутом состоянии не рекомендуется.
Определив числовое значение ампер, электрическую цепь необходимо разомкнуть во избежание порчи элемента питания.
4. Далее делаем вывод о пригодности батарейки для дальнейшей эксплуатации.
Если для маломощного пульта хватит и 1 ампера, то для фотоаппарата понадобится уже 4-6 ампер.
Убедиться, что батарейка справится с нагрузкой, будет проще, если вставить батарейку в необходимый электроприбор.
Чем ниже показать ампеража, тем выше разряд батарейки!
Батарейки, ампераж которых не достигает 1-й единицы, лучше отложить в сторону или использовать в очень маломощных электроприборах вроде настенных часов, простого карманного радио или пульта дистанционного управления.
Для информации напоминаем также номинальные значения вольтажа/напряжения (не путать с амперажем, который мы мерили выше!), указываемого на большей части элементов питания класса АА или ААА:
- напряжение новой одноразовой (гальванической) батарейки – 1,5 Вольт.
- напряжение аккумуляторной батарейки – 1,2 Вольта.
Таким образом, легко проверить батарейку мультиметром (тестером) совсем не сложно даже для неподготовленного человека, ничего не смыслящего в электронике и технике.
P.S.
Подчеркнем, что мультиметром мы меряем АМПЕРЫ, а НЕ вольты.
А вот на этикетке батареек указываются именно вольты, потому значения ампеража мы не можем сопоставлять с информацией на упаковке. Это разные вещи.
Как проверить живой ли АКБ на машине без приборов?
Определить состояние аккумулятора на автомобиле, не имея специальных приборов довольно легко. Сделать это можно несколькими способами.
На современных АКБ имеется специальный индикатор зарядка, как правило в виде круглого окошка. Определить заряд можно по цвету данного индикатора. Рядом с таким индикатором на АКБ всегда располагается расшифровка, указывающая то, какой цвет соответствует тому или иному уровню заряда. Зеленый — заряд полный; серый — половине заряда; красный или черный — полному разряду.
При отсутствии подобного индикатора можно воспользоваться двумя методами. Первый — при помощи фар. Остывший двигатель запускают, и включают ближний свет. Если на протяжении 5 минут работы свет не тускнеет, то все в норме.
Второй (так же на холодную) — включить зажигание, подождать минуту, и потом несколько раз нажать на сигнал. При “живом” аккумуляторе звук гудка будет громким и непрерывным.
Проверка тока
Чтобы понять, как проверить батарею тестером, нужно знать параметры заряда аккумулятора, которыми бывают как батарейки, так и любые переносные аккумуляторы.
Полностью заряженный источник питания должен иметь указанное производителем напряжение на выходных контактах с точностью ± 5% и должен обеспечивать достаточный ток для питания нагрузки источника питания, для которого он предназначен.
Для проверки силы тока батареи важно правильно настроить и подключить тестер. Вы должны выполнить следующие шаги:
Подключите черный провод с щупом к разъему COM мультиметра, а красный провод к разъему с маркировкой 10 А;
Установите режим измерения постоянного тока, предел измерения – 10А;
Кратковременно прикоснитесь тестовыми проводами к клеммам аккумулятора, черный – с минусом, красный – с плюсом
Важно проводить измерения более 2 секунд, чтобы не повредить предмет;
На дисплее отобразится текущее значение.. Если значение тока составляет от 4 до 6 ампер, элемент “свежий” и может использоваться по назначению
При показаниях от 3 до 3,9 А время автономной работы сокращается, но он еще некоторое время проработает. Если ток 1,3 – 2,9 А, то такой элемент может обеспечить только маломощное оборудование. При меньших показаниях батарею лучше заменить, но батарею с такими параметрами нужно заряжать
Если значение тока составляет от 4 до 6 ампер, элемент “свежий” и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А время автономной работы сокращается, но он еще некоторое время проработает. Если ток 1,3 – 2,9 А, то такой элемент может обеспечить только маломощное оборудование. При меньших показаниях батарею лучше заменить, но батарею с такими параметрами нужно заряжать.
Проверка электролита в аккумуляторе
Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.
Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр
Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.
Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.
Классификация батареек
Портативные блоки питания различаются по форме, размеру, комплектации и принципу действия.
Первичные и вторичные элементы питания
Первичные батареи или гальванические элементы необходимо использовать один раз. Перезаряжаемые вторичные батареи можно повторно вводить в эксплуатацию несколько раз с помощью зарядного устройства. Они соответственно дороже, но это с лихвой окупается количеством циклов зарядки. Батареи имеют маркировку “Перезаряжаемые.
Виды батареек по наполнению
Батареи различают по составу электролита и активного металла, использованного в конструкции:
- литий: это самые легкие, емкие и дорогие энергоносители, у них самый длительный срок хранения;
- аккумуляторы из серебра долго работают при большой нагрузке, они дороги;
- самые популярные элементы – щелочные (щелочные), могут работать в широком диапазоне температур и при больших нагрузках, но достаточно быстро разряжаются;
- угольно-цинковые, «солевые» – наиболее удобны, быстро выходят из строя и плохо переносят холода;
- по характеристикам хлоридно-цинковые батареи аналогичны «солевым», но имеют большую емкость.
Типы элементов по внешнему виду
Наиболее распространены приводы цилиндрической формы. Они бывают разных размеров: самый маленький – мизинец, самый популярный – палец, а также средний и большой. Все цилиндрические батареи на 1,6 вольт.
Есть плоские батареи с напряжением 4,5 вольт и элементы типа Krone, которые имеют форму параллелепипеда и рабочее напряжение 9 вольт.
Эффективность блоков питания напрямую зависит от мощности, потребляемой устройством. Например, в электродвигателях и видеокамерах даже небольшое падение напряжения остановит работу. В то время как в маломощных приборах, часах и фонариках падением напряжения можно долго пренебречь.
Как проверить батарейку с индикатором заряда
Относительно понятия батареек с индикатором заряда, то в основном они встречаются в дорогостоящих Duracell. Наличие такого индикатора предоставляет возможность проверить ее пригодность весьма просто. На элементе питания имеется специальная полоска с делениями, имеющие различные цвета. Эти ячейки (деления) наполнены термической краской, которая в зависимости от температуры нагрева изменяет цвет. К примеру, красная ячейка наиболее чувствительная, а вот зеленное деление не очень, и соответственно требует наличия более высокой температуры.
В результате, когда происходит нагревание, то в зависимости от достигаемой температуры засвечиваются разные участки на этом индикаторе. То есть, такие показатели показывают наличие заряда в батарейке. Чтобы произвести проверку заряда все что потребуется, так это нажать на белые кружочки индикатора Powercheck.
Проверка заряда, напряжения батарейки имеет под собой основания, а именно. Произведенные исследования показывают, что в основном использованные батарейки, отправленные в утиль заряжены еще до 40%. Но поскольку прибор или инструмент не работает, то по незнанию люди выбрасывают такие элементы питания. А ведь их можно еще использовать в приборах с менее требовательным показателем заряда. Поэтому рекомендуется проверять элементы питания перед тем, как выбросить их. Применяя такую батарейку в менее потребляемой энергию можно сэкономить денежные средства.
Иногда может случиться так что нужно узнать работают ли батарейки или нет. Чаще всего подобное происходит, когда в одной кучи находятся и заряженные и севшие элемент питания. В действительности существует несколько решений данной проблемы.
Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.
Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.
- Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
- Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
- Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
- Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.
Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.
Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.
Измерение остаточного напряжения
Для
проверки батарейки прибором нам понадобится обычный китайский мультиметр. С его
помощью нужно будет замерить напряжение на полюсах (+ и -).
Обратите
внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
постоянное напряжение – DCV
переменное напряжение – ACV
Нам
понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два
щупа вставляете в следующие разъемы:
черный – в COM (общий)
красный – в VΩmA
Находите
на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу,
а красный к плюсу.
По большому счету полярность при таких замерах существенной роли не играет.
Если
перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с
отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное
напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения,
которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть
больше.
Например,
алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет
номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр
должен показать 1,5 – 1,6V.
Если
батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь
действует следующее правило:
когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если
значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в
мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
калькулятор или электронные часы
компьютерная мышка
пульт дистанционного управления
Можете
тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в
камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда
современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс
многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала,
поэтому подобный фокус работает не всегда.
Ошибка!
Только не вставляйте два элемента питания (один хорошо заряженный, другой плохо) в одно устройство.
У
них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При
напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите
внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают
околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит
утилизации. Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Как проверить батарейку?
Как известно, срок службы батареек различен и когда выходит из строя одна, это влечет за собой прекращение работы всего электронного прибора в независимости от того, остались в нем рабочие батарейки, или нет
Поэтому очень важно уметь определять емкость заряда, чтобы понять, можно ли использовать севшую батарейку в оборудовании с меньшими показателями потребляемой мощности или ее пора утилизировать. Как проверить батарейку – в этой статье
Как проверить работоспособность батарейки?
- Для этого понадобится такое устройство, как мультиметр. Присоединить щупы тестера к батарейке, соблюдая полярность, то есть плюс к плюсу, а минус – к минусу. Установить переключатель рода работ на значение «Амперы – постоянный ток». Положение «Вольты» для проверки батареек не используется.
- Тем, кто интересуется, как проверить батарейки в домашних условиях по напряжению, необходимо включить нагрузочный резистор. Значительное входное сопротивление можно обеспечить именно включением тестера в режим измерения напряжения. С минимальной нагрузкой батарейка отобразит практически полное, либо абсолютно полное напряжение. В случае, если неисправную батарейку установить в любое устройство, то напряжение тут же пойдет на спад.
- Тем, кто интересуется, как проверить, работает ли батарейка, необходимо переключить тумблер, ответственный за род работ, в режим постоянного тока на максимальный предел, то есть установить напротив надписи на устройстве «Режим проверки постоянного напряжения». Коснуться щупами выводов батарейки буквально на 1–2 секунды, успев зафиксировать показания мультиметра. Дольше держать не стоит из-за опасности короткого замыкания, что может негативно сказаться на функционировании источника питания. Снять показания тока с прибора для определения пригодности батарейки.
- Спрашивающим, как проверить емкость батарейки, выводы о ее работоспособности можно сделать, исходя из следующих данных: величина тока в пределах 4–6 Ампер характерна для нового источника питания, тока в пределах от 3 до 4 Ампер хватит, чтобы обеспечить питанием портативную аппаратуру, хотя и ненадолго. Если тестер выдал результат от 1,3 до 2,8 Ампер, то батарейку можно вставить в аппаратуру с низким потреблением тока, например, пульт дистанционного управления.
Если наряду с новыми батарейками есть и такие, у которых величина тока составляет от 0,7 до 1,1 Ампера, то не стоит торопиться их выбрасывать. Такой севший источник питания можно установить в прибор совместно с новым и обеспечить его качественную работу.
Как узнать рабочая батарейка или нет?
Ниже приведены несколько вариантов от самых безумных до самых практичных.
Метод №1. Самый безумный.
Возьмите 2 батарейки и соедините их последовательно, положительный полюс к отрицательному, а отрицательный к положительному. Дальше смочите палец и приложите к нему минусовой конец батарейки. К плюсовому приложите язык. Если будет щипать значит элемент питания рабочий. Но не стоит этим увлекаться.
Метод №2. Будь те внимательны.
Обратите внимание на внешний вид источника питания. Если на одном из полюсов замечена жидкость или окисление — значит батарея не годна
Лучше всего ее отнести в пункт приема.
Значит эта батарейка кончилась, то есть села.
Метод №3. 100% рабочий!
Чтобы узнать работает ли батарея или нет потребуется обычный тестер. Иначе его называют мультиметр. С помощью этого прибора можно замерить количество амперов и напряжение. Подобная информация 100% ответит на вопрос о пригодности.
Нужно провести замеры тока при коротком замыкании. Если он составит меньше 0,3 ампер, то такие элементы считаются негодными. Средними являются с током от 0,3 до 0,7 ампер. Если ток больше 0,7 это очень хорошие батарейки!
Элементы питания типа «АА» можно проверить и с помощью измерения напряжения. Если оно 1,3-1,5 вольта, то в принципе такой элемент годен к эксплуатации.
Метод №4. Проверка электроприборами!
Для этого используются следующие устройства:
- Микро моторчик.
- Лампа накаливания на 1,5-3 вольта.
При хорошем вращении мотора в течение 1-2 минут, батарейку можно считать рабочей. Если двигатель сначала крутится нормально, а потом все медленнее и медленнее, следует отказаться от такой батарейки.
С лампой дела обстоят практически так же. Длительное яркое горение сигнализирует о хорошей работе источника питания. Ну а тусклое и слабое свечение говорит, что элемент уже отработал свое.
Метод №5. Устойчивость.
Данный способ определения рабочая батарейка или нет заключается в следующем:
- Возьмите элемент питания в руки и поднимите его над ровной поверхностью.
- Поднятие выполните на высоту от 1-3 сантиметров.
- После отпустите батарейку.
Если источник питания упадет, значит он является не годным. Тот который будет стоять вполне пригоден к использованию. В момент выполнения этого эксперимента проследите за тем, чтобы руки не тряслись.
Метод не является надежным, так как имеет высокую погрешность. Вполне работоспособная батарея может падать.
Подходит для проверки щелочных или алкалиновых батареек. В них содержится электролит в виде геля. Наличие этого вещества не дает батареи сильно отпрыгивать от поверхности. Когда элемент разряжен, то внутри него гель затвердевает. Это приводит к повышенной прыгучести батареи, и она падает.
Таким образом использую 5 способов проверки вы узнаете рабочая батарейка или нет!
Что делать, если заряд аккумулятора не соответствует норме?
Ответ на этот вопрос простой. Если заряд АКБ не в норме, батарею нужно зарядить. Процесс зарядки в подробностях был описан в статье «Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством». Здесь хотелось бы отметить некоторые нюансы.
Процесс зарядки аккумулятора
В заключение хотелось бы напомнить о правилах безопасности при зарядке аккумулятора. Процесс должен вестись в проветриваемом помещении. Лучше не проводить зарядку в жилых помещениях. Рядом с заряжаемым аккумулятором не должно быть открытого огня и искр. В процессе заряда выделяется водород, который в сочетании с кислород образует взрывоопасную смесь!
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.
В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.
Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.
Таблица — зависимость степени заряда АКБ от напряжения.
Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.
В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.
Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.
Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.
Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).
Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.
График -зависимость плотности электролита от температуры.Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.
Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.